Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Античные ужастики от Кота-Супервизора: (АУ-9) КТО ПЛАТИТ ЗА ОГОНЬ?

АУ-9: КТО ПЛАТИТ ЗА ОГОНЬ?

П: Пап, что случилось? Ты почему вчера на Хеллингере заснул?
К-С: Стресс случился. Прочитал цитату — и заклинило.
П: Это где про два вида психотерапии: с границей — и без?
К-С: Вот-вот. Я понял, что и сам не определился. Наверное, испугался.
П: Так спать-то зачем?
К-С: Ну, Пушок, ты меня удивляешь! Когда у Кота стресс — он засыпает. Это Люди плачут, на стенку лезут или лежат — носом в стенку, глотают снотворные или еще какую гадость, стреляются, из окна прыгают… А Кот — сразу в сон, и никаких снотворных. Утром голова свежая, а решение готово.
П: И какое у тебя решение?
К-С: Да все от клиента зависит. Кому-то надо помочь изменить судьбу, а кому-то это противопоказано — тогда надо помочь принять и сопровождать.
П: А как узнать, кому что?
К-С: А это тебе подскажет огонек внутри. Некоторые зовут его интуицией, некоторые творческим результатом накопленного опыта.
П: И у всех он есть?
К-С: Вначале — у всех. У любого детеныша, и у Человечьего тоже. У многих Людей, правда, со временем огонь потухает. Зато в других горит всю жизнь, и они остаются Творцами — либо в пределах своей частной Жизни, либо в расширенных пределах, вплоть до всего Мира. Такие Люди — Атланты, на плечах которых стоит и Человеческий Род, и Человеческая Цивилизация. А огонь, о котором речь, он — Прометеев огонь.

*****

Атлант и Прометей — титаны второго поколения, сыновья изначальных титанов Япета и Фемиды. Фемида, богиня справедливости и порядка, известна всем как символ справедливого суда (Нет, Пушок, не всегда; это уж как получится), а знакомым с мифологией — еще и как мать богинь судьбы Мойр и богинь общественного порядка Ор. А вот Япет известен лишь как отец титанов Атланта, Прометея и Эпиметея. Третий сын Япета, Эпиметей, тоже имеет отношение к нашей истории. Дело в том, что по одной из версий Людей создали не Боги, а Прометей с Эпиметеем. Правда, по указанию Богов, доверивших им госзаказ на изготовление всех существ, предназначенных для заселения земной поверхности.
Работу братья поделили так: Прометей лепит из подручной грязи создания, а Эпиметей наделяет их средствами защиты, позволяющими выжить в прекрасном новом мире.
Начали, естественно, с простейших; потом перешли к пресмыкающимся, земноводным, четвероногим млекопитающим. Щедрой рукой сыплет Эпиметей псевдоножки, щупальца, панцири, зазубренные хвосты, когти, крылья, клыки. А Прометей, между тем, оттачивает мастерство. Дошли до двуногих. Решил слепить их Прометей по образу и подобию Богов-олимпийцев: прямоходящие, голова — в Небо. Здорово получилось! А у растяпы-Эпиметея как раз кончились защитные дары: ни одного завалящего когтя или клыка не осталось. Беззащитные стоят перед Прометеем его замечательные творения. Постояли — и разошлись. В пещеры, влачить жалкое первобытное существование, на грани физического выживания. Даром что головой — в Небо.
И тут начинается самое главное: творец не может забыть свое творение или равнодушно наблюдать за его судьбой. Не имеет значения КТО это (рожденный тобой сын, спасенный человек, прирученный зверь) или ЧТО это (построенный дом, написанная книга, высеченная статуя). Так и Прометей — именно в Человеке он поднялся на уровень не ремесленника, а Творца, и именно за Людей заплатил он настоящую цену.
Было это так. Решил Прометей дать Людям огонь — и защита, и могущественный помощник. Однако знал титан, что не понравится Зевсу его идея помочь Людям, приблизить их к всемогущим Богам не только внешне, но и по существу. Поэтому тайком взял Прометей уголек из божественной кузницы своего друга Гефеста и переправил дар своим подопечным. Под защитой огня окрепли и напитались Люди. Вышли из пещер — подняли голову к Небу. А Прометей научил их ремеслам, судоплаванию, дал письменность, искусство, медицину и науку. Безудержно стала развиваться человеческая цивилизация.
Конечно, Зевс все узнал — и кто похитил божественный огонь, и кто поделился божественным знанием. Приказал он приковать предателя к скале. Почему просто не свергнул в Тартар? Видишь ли, Пушок, у Зевса к Прометею была еще одна претензия. Как и его мать, Фемида, Прометей обладал пророческим даром. Предсказал Прометей Зевсу, что есть женщина, сын которой превзойдет — и свергнет! — своего отца, кем бы тот ни был, смертным или богом. А имя женщины не назвал. Надеялся, наверное, что владение секретной информацией даст ему шанс противостоять Зевсу, когда тот будет пытаться обидеть его двуногих любимцев.
Но немножко не рассчитал. Зевс, конечно, в группе риска: при его-то любвеобильности! Но и на поклон к Прометею не пойдет — не та натура. Приковал и потребовал назвать имя женщины. Ну, тут нашла коса на камень. Терпит страдания Прометей, поносит Зевса перед своими посетителями (те в сладком ужасе исправно собираются у его скалы на святотатственное шоу), но не называет имени.
Надоели прискальные сборища Зевсу — сбросил он Прометея вместе со скалой в ужасный Тартар. Проходят века, но молчит в кромешной тьме Прометей, не открывает тайну. Кончается терпение у Зевса, активизируются его садистский радикал: вновь поднял Зевс скалу с Прометеем и устроил тому периодическую пытку. Каждый полдень прилетает зевсов орел к скале и клюет печень Прометея. За сутки восстанавливается печень (а этот орган, Пушок, и впрямь удивительно склонен к регенерации) — и все повторяется снова.
Совсем стало худо Прометею: жить — непереносимо, умереть — невозможно. Но терпит. (Люди за кадром продолжают развиваться) Наконец, пришел сын Зевса, Геракл, убил орла и расковал Прометея. Зевс к тому времени помягчел к людям: слишком много земных женщин он за эти века уже перелюбил, привязался, наверное. Да и любимый сын Геракл — тоже наполовину смертный, а ведь именно он пожалел и освободил опального титана. Кончилась вражда между Прометеем и Зевсом. Назвал титан имя: морская богиня Фетида. Отдали ее боги в жены герою Пелею, и их сын — Ахилл стал величайшим героем Греции. А Люди до сих пор помнят и чтут своего защитника и Учителя: в память о Прометее носят они кольцо с камнем — кусочек той цепи, которой был прикован Прометей, и кусочек той скалы…

*****

К-С: Ну, сын, есть соображения?
П: Целых два!
К-С: Ладно, пока достаточно. Валяй!
П: Первое — по детско-родительским отношениям. Фактически здесь противопоставляются отец-тиран (Зевс) и отец-воспитатель (Прометей). Хотя тиран-то как раз и мнит себя великим воспитателем. А может только негодовать и наказывать. А воспитатель — любит, поэтому учит. ВосПИТАТЕЛЬ — питает ум и душу. И в результате ребенок постепенно выходит из "пещеры" неумения и зависимости во внешний мир, где он уже может не только существовать самостоятельно, но и развиваться дальше, и творить. И тогда становится равным богам: головой — в Небо!
К-С: Неплохо, хотя перебрал с пафосом; ну да это возрастное… А зачем тут Эпиметей?
П: Погоди, пап! Это как раз и есть второе. Почему Прометей принял такие муки из-за людей? Полюбил их? Но почему? (Знаю, пап, "почему" — вопрос вредный, но иногда без него не обойтись). Просто за то, что сотворил? Вообще-то, ты уже говорил — после ремесленных трудов (амебы, крокодилы, и так далее) он поднялся на самый высокий, творческий уровень. Но тогда этот миф — о творчестве. Я думаю, три брата — не случайно. Трудяга-Атлант символизирует ученичество и тяжелую рутинную работу, предшествующую мастерству и озарению. Охранник-Эпимемей напоминает, что творчество уязвимо: чтобы рисовать, писать, придумывать, и так далее, человеку нужно, как минимум, питаться и поддерживать свое здоровье. Человек-творец должен уметь защитить и себя, и свое творение. А сам Прометей, с искрой из божественной кузницы… Ведь есть же у Людей такое выражение: "Божья искра"?
К-С: Молодец, Пушок. По поводу Прометеевых братьев хочу добавить. Ты знаешь, конечно, булгаковское «Рукописи не горят!» Еще как горят, сынок! Столько сгорело — мы просто НЕ ЗНАЕМ. Не всегда, увы, творцу удается сохранить жизнь своему детищу. Да что там! Иногда и "родить" не удается. Вот недавно смотрел авторскую передачу Эльдара Рязанова; он дал очень простое определение своей профессии. Кто может быть режиссером? Не тот, кто способен "придумать" — даже замечательно и в деталях — что и как будет на экране, но тот, кто способен и придумать, и ПРОБИТЬ все это — от поиска нужных актеров, до поиска денежных средств и постоянного улаживания проблем, никакого отношения собственно к "творчеству" не имеющих. Думаю, это всегда так: Прометей бесплоден без помощи брата-трудяги и брата-охранника, как ты их назвал. Хочешь сравняться с Богами — будь един в трех лицах!
П: Согласен. И нечего ухмыляться! Я — согласен. Споешь?
К-С: Что-то сегодня не "искрит". Спою-ка я тебе песню Александра Городницкого «Атланты». Хорошая песня — и по теме. Там больше куплетов — спою, что запомнилось:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его, махину —
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадёт.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

Вперед, к следующему ужастику
Назад, в список ужастиков

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100