Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Милтон ЭРИКСОН. Мой голос останется с вами

Милтон ЭРИКСОН

Мой голос останется с вами


М: Институт общегуманитарных исследований, 2011.

Когда говорят: "Эриксон" психотерапевты обычно вспоминают Эрика Эриксона, разработавшего теорию стадий взросления — о ней уже рассказал Кот-Супервизор. Конечно, большинство из них знают и другого Эриксона — Милтона, но… Это же "гипнолог", ф-у-у, за гранью серьёзной науки. Совершенно понятный и одновременно неоправданный снобизм. Во-первых, вопрос о принадлежности психотерапии к "науке" вообще дискуссионен; если и наука, то весьма специфическая. Во-вторых, так называемый Эриксоновский гипноз — внутренне вполне структурированная и последовательная психотерапия.
Эту книгу писал не Милтон Эриксон — и в то же время он её автор. Писал книгу Сидней Розен (доктор медицины), его ученик и соратник, которому Эриксон доверил составление этого необычного собрания "обучающих историй" и пояснений к ним. Получилось удивительное, почти живое общение с Мастером. Книга одновременно и популярная, будучи лёгкой и увлекательной при чтении — и глубокая, внешне "бесформенная", но внутренне строго логичная (достаточно взглянуть на оглавление). Кроме, того, (из предисловия Линна Хоффмана):
"Обучающие рассказы Милтона Эриксона — истории, рассказанные им своим пациентам и паломникам, приходившим посидеть у его ног — блещут остроумием и очарованием. Они представляют собой прекрасные примеры искусства убеждения. Некоторые сказали бы, что они слишком хороши, чтобы относиться к психиатрии, поскольку, несмотря на то, что изначально их предполагалось использовать для целей психотерапии, эти истории являются частью гораздо большей традиции: американской традиции юмора и остроумия, ярчайшим представителем которой был Марк Твен".

1 (c.20)

Общение с оптимистичным и помогающим в развитии психотерапевтом, таким как Эриксон, уже само по себе является позитивным воздействием. Вдобавок "Обучающие истории" усиливают, дополняют и направляют это позитивное воздействие. Рассказывая истории, Эриксон даёт новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту. Пациент, который годами не мог вырваться из сетей зажатого комплексом вины взгляда на жизнь, с помощью историй получает награду в виде терпимой и жизнеутверждающей философии Эриксона.

2 (c.25)

Эрнст Росси в своей книге "Гипнотические реальности и гипнотерапия", рассматривая Эриксоновские методы наведения и косвенного внушения, выделяет пять стадий этого процесса:
1 — фиксация внимания,
2 — нейтрализация привычных стереотипов и системы взглядов,
3 — бессознательный поиск,
4 — бессознательный процесс и
5 — гипнотическая реакция.

Каждая последующая стадия вытекает из предыдущей. Росси и Эриксон, который и был его соавтором, назвали это "утилитарным подходом к гипнотерапии".

3 (c.53)

Я попросил Эриксона рассказать нам побольше о той ситуации, в которой давались эти простые внушения. Сколько времени ему понадобилось, чтобы установить раппорт? Погружал ли он эту пару в гипноз?
Он ответил: "Я просто использовал транс в бодрствующем состоянии, который потом достиг чуть более глубокой степени лёгкого транса… Я спросил их: "Почему бы не радоваться жизни? У вам за плечами уже свыше тридцати лет ссор. Я думаю, брак должен приносить радость. А у вас осталось не так много времени, чтобы радоваться совместной жизни." И они оценили эту мысль".
Слишком многие терапевты считают, что они должны помогать пациенту изменяться и направлять эти изменения. А психотерапия похожа на снежный ком, катящийся с горы. Катясь вниз, он становится всё больше и больше, превращаясь в лавину, которая уже сравнима с этой горой.

4 (c.83)

Я спросил его, где он работает.
"Когда я трезв, я работаю в газете. Алкоголь, как вы понимаете, не совместим с этой профессией".
Я сказал: "Хорошо. Вы хотите, чтобы я попытался со всем этим — со всей этой историей — что-то сделать. То, что я думаю предложить вам сделать, может показаться неуместным. Вы отправитесь в ботанический сад. Вы осмотрите там все кактусы, имеющиеся в наличии, и будете поражаться этим кактусам, которые могут выживать без воды и дождя и живут в таких условиях годами. И будете думать, думать и думать".
Много лет спустя ко мне вошла молодая женщина и сказала: "Доктор Эриксон, вы знали меня трехлетним ребёнком. Когда мне было три года, меня увезли в Калифорнию. Теперь я в Фениксе и зашла посмотреть, что же вы за человек — как вы выглядите".
Я сказал: "Что ж, посмотрите хорошенько, а я поинтересуюсь, почему вам так хочется на меня посмотреть".
Она сказала: "Я бы захотела посмотреть на любого человека, который бы послал алкоголика в ботанический сад смотреть на кактусы и учиться обходиться без алкоголя, да так, что он смог это сделать! Мои мать и отец не брали в рот ни рюмки с тех пор, как вы послали туда моего отца".

5 (c.86)

У женщины распалась семья из-за того, что она стала фригидной. Её муж не мог продолжать жить с женщиной, которая оставалась холодна в близости. … … …
В трансе я объяснил ей, как мальчики учатся различать разные ощущения в половом члене — когда он не возбуждён, когда он чуть-чуть возбуждён, примерно на четверть, когда он возбуждён наполовину, когда эрекция полная. И я объяснил ей всё, что касается поллюций во сне у мальчиков.
Я сказал: "У каждого мальчика половина его предков — женщины. И то, что может сделать любой мальчик, может сделать и любая девочка, А раз так, то и вы можете во сне ночью испытать оргазм. Фактически, вы можете испытать его в любое время, когда пожелаете. Днём вы увидели красивого мужчину. Почему бы вам не сблизиться с ним? Ему знать об этом не обязательно. Но вы об этом будете знать".
Она сказала: "Это интересная мысль".
Я заметила, что она стала совершенно неподвижной, и лицо её залилось краской.
Она сказала: "Доктор Эриксон. Вы только что дали мне возможность впервые испытать оргазм. Огромное вам спасибо". … …
… Почему я описывал мастурбацию мальчиков, а не девочек? Потому что, говоря о мальчиках, я мог избежать разговора лично о ней, в то время как она понимала всё. А потом, когда она поняла, я сказал: "девочка тоже может испытывать оргазм во сне. И половина предков мальчиков являются женщинами". … …
Обращает на себя внимание, что у пациентки не только исчезла фригидность, но и произошёл перенос на другие сферы жизни, что подтверждается выбором более подходящего партнёра. Это следует иметь в виду тем, кто видит в гипнозе только "средство симптоматического лечения".

6 (c.92)

[Из раздела САМОГИПНОЗ]
Одна пациентка сказала мне: "У меня сильный невроз, но я не могу говорить ни с вами, ни с кем-то другим. О вас мне рассказали некоторые из моих друзей, бывших когда-то вашими пациентами. Но у меня нет сил, чтобы рассказать вам, в чём состоит моя проблема. Станете ли вы в таком случае моим психотерапевтом?"
Я сказал: "Да, я помогу вам, чем смогу".
Она сказала: "В таком случае я собираюсь сделать вот что. Вечером, около одиннадцати, а подъеду к вашему дому и припаркую машину. Я буду мысленно представлять, что вы сидите рядом со мной. Тогда я стану продумывать свою проблему…"
Она заплатила за две консультации. Я не знаю, сколько раз она сидела в своей машине до четырёх утра, работая над своей проблемой. Она проработала проблему, заплатив только за две первые консультации.
… … Этот рассказ является буквальным примером использования на практике принципа Эриксона: "Психотерапевтическую работу выполняет сам пациент". И всё же этой пациентке нужно было знать, что Эриксон является её психотерапевтом. Было очевидно, что она не в состоянии работать над собой без психотерапевта.

7 (c.96)

"И я хочу, чтобы вы выбрали частицу своего прошлого — то время, когда вы были ещё совсем маленькой девочкой. И мой голос последует за вами. И мой голос превратится в ваших родителей, в ваших соседей, в ваших друзей, одноклассниц и подруг, в ваших учителей. Я хочу, чтобы вы перенеслись в свою школу и снова стали сидящей в классе маленькой девочкой, полной счастья от чего-то, что произошло много лет назад, и что вы сами давным-давно позабыли".

8 (c.1150)

Он сказал: "Правительство выбрало меня для проведения фотосъемки всего круга эклиптики и обсерватории в Борнео, а я страдаю клаустрофобией. Для того, чтобы приехать на Борнео, мне нужно лететь на самолёте и ехать на поезде. Мне нужно плыть на корабле и ехать на автомобиле. Я должен быть в состоянии работать в тёмной комнате. Вы можете помочь мне? У меня в запасе два месяца до отъезда".
…. …. …. ….
В этом-то и состоит преимущество гипноза. В трансе вы можете заставить людей ясно представить себе. Что какая-то конкретная дверь является на самом деле проломом в стене. И сзади них действительно будет находится стена. А важно, чтобы окна и двери были открыты. Когда они превратятся в трещины и проломы в стене, медленно заложите эти проломы.
После того, как он побывал на Борнео и сфотографировал эклиптику, профессор забрался в тёмную комнату и стал печатать фотоснимки. Он очень хотел снова увидеть землю, на которой побывал, Борнео.
Следующей зимой его жена навестила меня и сказала: "Слава Богу, этой зимой мне не придётся спать с открытыми окнами и дверями".

9 (c.168)

"Хорошо, покупайте одну пачку за раз. Пройдите в другой конец города, чтобы купить её. Это начнёт приводить вас в форму. Относительно овощей. Не покупайте их в ближайшем магазине. Пойдите в тот магазин, который расположен в полумиле или миле от вас, и купите ровно столько, сколько нужно, чтобы поесть один раз. Это означает три прекрасные прогулки за день. Что касается спиртного, то вы можете пить, сколько хотите. Пропустите свой первый стаканчик в баре, расположенном за милю до вашего дома. Если вам захочется выпить ещё раз, найдите другой бар, но не ближе, чем ещё через милю. Если захотите выпить в третий раз, то найдите еще один бар, но не ближе, чем за милю".
Он посмотрел на меня с явной злобой. Он меня обругал. Он ушёл разъярённым!
Примерно через месяц ко мне пришёл следующий пациент. Он сказал: "Ваc рекомендовал мне отставной полицейский. Он сказал, что вы единственный психиатр, который знает, что делает".
Полицейский не мог после этого купить ни одной пачки сигарет! И он теперь знал, что хождение в магазин — это сознательное действие. Он мог его контролировать. А ведь я не отбирал у него еду. Я не отбирал у него табак. Я не отбирал у него выпивку. Я дал ему возможность гулять.

10 (c.173)

Я сказал: "Позвольте мне взглянуть на псориаз. Меня это не убьёт, и для вас это не смертельно".
Она показала мне его. Я осмотрел её внимательно и сказал: "У вас нет и трети того псориаза, который, как вы считаете, у вас есть".
Она сказала: "Я пришла к вам за помощью, потому что вы врач. А теперь вы рассказываете, что у меня нет и трети псориаза, хотя я прекрасно вижу, сколько у меня есть. Вы же пытаетесь занижать это до одной трети".
Я сказал: "Правильно. У вас много эмоций. У вас есть немножко псориаза и очень много эмоций. Вы же живой человек, у вас есть эмоции; немножко псориаза и много эмоций. Очень много эмоций на ваших руках, на вашем теле, и вы называете это псориазом. Поэтому у вас не может быть более трети того, что, как вы считаете, у вас есть".
"Сколько я вам должна?" — спросила она.
Я сказал.
Она сказала: "Я выпишу вам чек и постараюсь с вами больше никогда не встречаться. Через две недели она позвонила и сказала: "Нельзя ли мне увидеться с вами?"
"Конечно", — ответил я.
Она сказала: "Я хочу извиниться. Я хочу увидеться с вами снова".
Я сказал: "Нет нужды извиняться, потому что я поставил правильный диагноз, и не хочу, чтобы передо мной за это извинялись".
Она сказала: "Я полагаю, вы правы. Мне не следует извиняться. Я должна быть благодарна, что вы поставили правильный диагноз. У меня больше нет перхоти, и посмотрите на мои руки. На них есть несколько небольших пятен, и это всё. И на всём теле точно то же самое. А я злилась на вас две недели".

11 (c.178)

Пятнадцатилетняя девочка постоянно сосала палец. Её родители позвонили мне и рассказали об этом со слезами в голосе. … …
"Я хочу сказать тебе, что ты очень глупо делаешь, сося палец", — сказал я.
Она сказала: "Вы говорите так же, как и мои родители".
Я сказал: "Нет, я говорю разумно. Ты причиняешь сравнительно небольшое неудобство своим родителям и сравнительно небольшое неудобство водителю автобуса. Ты везде сосёшь палец и в школе. Сколько тысяч ребят учится в школе? И ты сосёшь палец перед всеми подряд. Теперь, если бы ты не была глупой, если бы ты была умнее, то ты бы сосала свой большой палец так, что у твоего папы это по-настоящему засело бы в печёнках. Из разговора с твоими родителями я понял, что послеобеденное время у вас построено по чёткому графику… …. …. Поэтому сделай, пожалуйста, вот что. Возьми часы. Сегодня вечером после ужина ты сядешь рядом со своим папой и целых двадцать минут будешь заниматься только сосанием своего большого пальца, а маме, которая очень пунктуальна, дашь возможность вымыть посуду. … … Каждый раз, когда этот ученик посмотрит на тебя, засовывай палец в рот. И по-настоящему соси его. И, конечно, каждый ученик не любит каких-то учителей. Не расходуй свой палец напрасно на всех учителей подряд … …". Менее чем через месяц она обнаружила, что существует масса других занятий. Я сделал её сосание большого пальца обязательным, а она не любила делать что-либо по расписанию.

12 (c.192)

В последние годы жизни Эриксон потратил много времени, чтобы подготовить окружающих к своему предстоящему уходу. Он не хотел, чтобы траур длился долго, и пускал в ход весь свой юмор и шутки, чтобы рассеять тревоги окружающих. Однажды он неправильно процитировал Теннисона, сказав: "И пусть у причала (в баре, за решёткой – bar) не будет слёз, когда мой корабль направится в море". О смерти он говорил открыто. Он и умер так же, как его отец, глядя в будущее. Он планировал вести занятия в следующий понедельник. Характерно, что не было ни похорон, ни погребенья. Его пепел был развеян с вершины горы Скво.
Последний комментарий Эриксона к этой истории [студент выразил озабоченность тем, что Эриксон собирается умирать] звучит так: "Я не знаю, с чего этот студент решил, что я собираюсь умирать. Я как раз решил отложить это". Отложить что? Смерть? Или то, что пришло в голову студенту?

Вернуться в СПИСОК КНИГ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100